Автор: Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.) музыкальной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
— забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
— творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
— вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
— уважительное отношение к результатам детского творчества;
Автор: А.М. Комарова
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В данной части можно предложить реализовать парциальную программу «Мы в Удмуртии живём», в которой отражено региональное содержание образовательной деятельности дошкольной организации. Важнейшим условием амплификации детского развития является приобщение ребенка к культуре своего народа как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Известный академик Д.С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Вопросы разумного внедрения регионального содержания образования (необходимость учета геоклиматических, этнолингвокультурных, социальных, промышленно-экономических, экологических и других особенностей регионов) в образовательный процесс еще в XVIII веке и далее неоднократно обсуждались и в педагогической литературе и в средствах массовой информации. «…Воспользовавшись инстинктивной привязанностью ребенка к родному и близкому ему жизненному укладу, т.е. взяв за исходный пункт бессознательный детский патриотизм, русская школа должна этот инстинкт довести до сознания и воспитать ту мощную своей разумностью, ту сильную уважением любовь к родной стране, которая неизбежно выльется в служение ей…»1 В опубликованной в 1915 году статье «Идея национального воспитания», приводится следующая ситуация: «По всей России – от хладных финских берегов до пламенной Колхиды – с детьми поются те же песни, та же изба, тройка, крестьянин с длинной бородой, в лаптях и длинном кафтане обязательно демонстрируются как родные аксессуары. И 1 Национальное образование в России: Концепции, взгляды, мнения 1905-1938гг. Сборник документов. Ч.1, С. 328/ М: ИНПО, 1998. 5 маленький карапуз лет трех-четырех, где-нибудь в Полтавщине или на Кубани, в Ковенской губернии или в Бессарабии должны узнавать в этих наглядных пособиях свой родной дом, своего родного селянина, хотя опыт всех его наблюдений дал ему совершенно иные представления о родном же лице, об одежде знакомых ему людей»2 Данные примеры наглядно показывают, что проблема соотношения федерального и регионального компонентов содержания образования в дошкольных учреждениях не утратила своей актуальности, неслучайно современная педагогическая наука деятельно развивает классические идеи К. Д. Ушинского, К. И. Чуковского, Л. Н. Толстого, В. В. Зеньковского, Я. П. Коменского, И. Г. Песталоцци и др. Но в современном уже достаточно индустриализированном, урбанизированном обществе возникают другие задачи, которые требуют новых подходов решения на более высоком уровне. Регионы многонациональной Российской Федерации имеют различия не только во внешних атрибутах, культуре, языку общения, но и относятся к разным зонам цивилизации, экономики, индустрии. Все это накладывает существенный отпечаток на педагогическую деятельность в дошкольных организациях. Поэтому Программа должна быть сугубо индивидуальной для каждой конкретной дошкольной организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. В настоящее время педагоги дошкольных организаций Удмуртской Республики ищут оптимальные пути реализации регионального содержания образования, так как существующие программно-методические материалы не могут в полной мере отразить своеобразие каждого населённого пункта, его культурные ценности. Предлагаемая программа отражает специфику Удмуртской Республики, носит характер открытой незавершённой конструкции, которая может быть модифицирована в соответствии с материально-техническими, экономическими, социальными (город, село, деревня) возможностями и условиями дошкольной организации. С учётом местных условий и общих требований педагоги дошкольных организаций могут конкретизировать и расширять основное образовательное содержание программы, по которой работает детский сад, дополнять её развивающим потенциалом конкретной местности (города, района, села, деревни). Программа разработана с опорой на Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая предлагается для реализации в системе российского дошкольного образования. В программе «Мы в Удмуртии живём» решение ряда предлагаемых задач рассматривается сквозь призму регионального содержания и компонуется вокруг базовых направлений и тем Основной 2 Национальное образование в России: Концепции, взгляды, мнения 1905-1938гг. … Ч.1, С. 361 6 программы. Данный подход соответствует рекомендациям авторского коллектива Программы «От рождения до школы», где отмечено, что участники образовательного процесса могут изменить обусловленное количество от общего объема Программы для отражения специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа «Мы в Удмуртии живём» составлена с учётом положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и должна обеспечивать в целом: – формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; – интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; – формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; – развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; – развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. Программа строится на следующих принципах: – принцип культуросообразности предполагает трансляцию общечеловеческих ценностей с максимальным использованием в образовательной деятельности развивающего потенциала окружающей среды и с учётом особенностей этнической и региональной культур, с учётом исторически сложившихся в конкретном социуме традиций и стиля социализации. – принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно строиться в соответствии с возрастом, полом и основываться на факторах естественного, природного развития ребёнка, необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, создавать предпосылки природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения. Цель программы: – формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения ребёнка к малой родине, развитие патриотических и гражданских чувств через выстраивание образовательной деятельности на основе семейных традиций, культурных реалий среды, внедрения созидательного потенциала окружения. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: – использовать комплекс средств (ближайшее окружение, природа родного края, достопримечательности своего региона, люди труда, достижения жителей родного края, культура Удмуртии) в целях 7 формирования личностно-позитивного отношения к родным местам, к современной действительности. – способствовать развитию детской любознательности, желанию активно наблюдать, замечать, созерцать, слушать и слышать, воспринимать и оценивать предметы, объекты, явления рукотворной, природной, социальной окружающей действительности. – активизировать в дошкольных организациях деятельность по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. – раскрывать эффективные формы и методы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. – укреплять взаимодействие дошкольной организации с семьёй, в семейном воспитании обратить внимание на благоприятную возможность адаптации ребёнка к реальной действительности через совместный просмотр и обсуждение семейных фотографий, (семейные экскурсии, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, просмотр телепередач и видеофильмов). – формировать стремление детей к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, учить высказывать своё мнение при решении местных проблем и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем (постановка проблемы и поиск путей её решения, развитие поисковых качеств, стремления постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое). Можно обозначить ряд условий, способствующих успешной реализации поставленных задач – компетентность педагога в решении вопросов реализации регионального содержания дошкольного образования; – наличие в дошкольной организации программно-методического материала в данном направлении; – обогащённая предметно-развивающая среда; – сотрудничество с семьёй, с учреждениями социального окружения. В структуру программы входят: Пояснительная записка. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Программа охватывает четыре возрастные группы детей: младшая группа от 3 до 4 лет, средняя группа от 4 до 5 лет, старшая группа от 5 до 6 лет и подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; обогащение опыта взаимодействия с ближайшим 8 окружением; формирование позитивных установок к социокультурным ценностям и включение детей в систему социальных отношений по принципу «от близкого – к далёкому». Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражает региональную специфику через развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации к постижению реалий окружающей жизни. Оно направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через решение следующих задач: – сенсорное развитие; – развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; – формирование элементарных математических представлений; – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в контексте соответствующей культуры. Образовательная деятельность строится с учётом моноязычного развития и разных типов и уровней детского двуязычия. Знакомство с книжной культурой, детской литературой удмуртского народа совершается через переводы. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение цели развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) в ближайшем окружении. Художественное воспитание и обучение основам изобразительной деятельности детей может реализовываться по опубликованным региональным программам С. Н. Виноградова и по программе «Синяя птица» Е. М. Редькиной. В данном направлении мы сосредоточили внимание на развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: Приобщать детей к музыкальной культуре Удмуртии. Стимулировать детей к эмоциональному отклику на музыку удмуртского народа и композиторов Удмуртии. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение двигательного опыта; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, культивируемых в Удмуртской Республике; овладение подвижными играми с правилами (в том числе с традиционными удмуртскими играми); становление ценностей здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.